Мушкетёры, воины пустоты

 

(Лекции по философии литературы)

 

Роман Александра Дюма "Три мушкетера" вызывает много вопросов. Один из них связан с названием: отчего "Три мушкетера", когда главных героев четыре? При этом основной из них, д'Артаньян, уже в финале первого романа трилогии становится не просто мушкетером, а лейтенантом королевских мушкетеров.

Александр Дюма был масоном. Широко известен масонский девиз его мушкетеров: "один за всех и все за одного". А в Уфе живёт офтальмолог-оккультист Эрнст Мулдашев. Он был на Тибете и встретил там атлантов, которые сидят под горой Кайлас в положении самадхи. Мулдашев считает, что масон Дюма зашифровал в мушкетерской трилогии кабалистическое содержание. Действительно, если убрать из имен мушкетеров первые буквы, то остаётся: Тос, Ортос, Рамис, Артаньян. Теперь прочитаем первые буквы новых имён, и у нас получается: ТОРА. Шалуны, однако, эти криптомасоны!

Но это ещё не всё.

Автор "Трех мушкетеров" не скрывал своей принадлежности к роду выдающегося британского философа Дэвида Юма (1711-1776), который развивал агностицизм, учение о непознаваемости мира. Настоящее имя Дюма — Alexandre d'Humas — то есть Александр из рода Юма.

Старший современник Юма, епископ Беркли утверждал, что мир непознаваем потому что жизнь это сон, следовательно, и познавать нечего. Согласно Юму, отсутствует не только объект познания, но и сам субъект. А значит, нет вообще ничего и никого.

Поэтому не случайно в романе Дюма есть ещё один скрытый смысловой ряд.  По сравнению с ним меркнут любые масонские тайны. Мушкетеры — это воины Пустоты. Или, точнее, воины Абсолютного Отсутствия. Но не все, а лишь трое из них. Отсюда и название — "Три мушкетера".

Абсолютное Отсутствие представляет собой предельную степень аннигиляции, не имеющую совершенно никакого отношения к иллюзии бытия. А вот три модуса Абсолютного Отсутствия связаны с этой иллюзией: Ничто со всем, Пустота с наполненностью, Небытие с бытием.

В философской трилогии Дюма д'Артаньян олицетворяет Небытие, Атос Ничто, а Портос Пустоту. При этом, в русской экранизации, мушкетеры обращаются к своему первоначалу, именуя его Ничего:

— Я задержу их, Ничего!

Известно, что Дюма изучал исторические хроники, и мушкетеров писал с реальных людей:

Шарль де Батц-Кастельмор, граф д'Артаньян, (1613—1673) — гасконец и мушкетёр, жил не в эпоху Ришельё, а при Мазарини (в 1626 ему было не 18 лет, а только 13), маршалом не был и носил титул графа, тогда как персонаж Дюма менее знатен, хотя и стал маршалом. Настоящий д’Артаньян сделался мушкетёром в 1644, был доверенным человеком Мазарини во время Фронды, участвовал в аресте Фуке, погиб в битве при Маастрихте в 1673 году.

Арман де Силлег д’Атоз д’Отвьель, (1615—1643) — умер от раны, полученной на дуэли, еще до того, как граф д’Артаньян был зачислен в мушкетёры

Исаак де Порто — стал мушкетёром в 1643 г.  Израильский писатель, автор романа "Мушкетёр" Даниэль Клугер, ссылаясь на  книгу французского историка Жана-Кристиана Птифиса "Истинный д'Артаньян", сообщает, что отца Портоса звали тоже Исаак, а деда — Авраам. Королевский мушкетер — еврей, это конгениально!

Теперь обратимся непосредственно к романам Дюма:

"— Господин д'Артаньян, — ответил суперинтендант со скорбной улыбкой, — О, если б вы знали, насколько я сейчас одинок и насколько вы кажетесь мне, вы, разлучающий меня со всем тем, к чему я тянулся всем сердцем, насколько вы кажетесь мне воплощением одиночества,  Небытия, смерти! — Я уже говорил, господин Фуке, — отвечал тронутый до глубины души д'Артаньян, — что вы преувеличиваете..."

На самом деле д'Артаньян удивлён прозорливостью Фуке. Будучи Небытием, мушкетёр всю свою жизнь только и делает, что сражается за чистоту Небытия. С этой целью он отправил на тот свет, сиречь в Небытие, неисчислимое количество каналий. Похоже, д'Артаньян поневоле нуждается в канальях, так же, как греческий философ Диоген Синопский — в свидетелях своих бесчинств. Очевидно, Небытие слишком связано с бытием — как больной со своей болезнью. В финале Небытие, в лице д'Артаньяна, закономерно уничтожается. Ведь известно, что лучшее средство от перхоти это гильотина.

О тайне Атоса интуитивно догадывается его сын Рауль:

 "Часто Рауль, слушая отца, не слышал его. Ведь Ничто не может заменить влюбленному сердцу воспоминаний и мыслей о том, кого оно любит".

Атос и Рауль практикуют медитации на Пустоту:

"Атос и Рауль уселись на высоком скалистом мысу, заросшем мхом и вереском. Над их головами взад и вперед сновали большие летучие мыши, которых вовлекала в этот бешеный хоровод их неутомимая охота. Ноги Рауля свешивались над краем утеса, в той Пустоте, от которой кружится голова и спирает дыхание и которая манит в  Небытие".

Очевидно, на дне пропасти в таких случаях находится д'Артаньян и призывно размахивает головным убором. Манит в Небытие, так сказать. Кстати, могу по ходу дела раскрыть и страшную тайну исполнителя роли д'Артаньяна в кино, Михаила Боярского. Вы думаете, он никогда не снимает шляпу потому что стесняется своей лысины? Как бы не так, действительность намного ужаснее. На самом деле под шляпой у Боярского нет вообще ничего, там Пустота!

В трилогии Дюма Атос-Ничто уничтожает Миледи, Мордаунта, Рауля, а также бесконечные стада безымянных каналий. Не может спасти и, тем самым, фактически уничтожает Карла Стюарта и Железную Маску. Может, не желает спасти? В итоге Атос с чувством выполненного долга самоуничтожается. А что же остаётся? Меньше, чем Ничто. Абсолютное Отсутствие.

Теперь перейдем к мозговому центру всей пустотной компании. Поскольку Портос самый загадочный из мушкетёров, его скрытый смысл был обнаружен лишь после смерти Дюма, в романе русского воина и духовидца Петра Краснова:

"Валентина Петровна вздрогнула всем телом. Больше всего, казалось, поразила ее Пустота на том месте, где она так отчетливо видела Портоса. Она стояла перед непостижимым, нездешним… Потустороннее было перед нею - и в этом потустороннем уже был Портос".

Петр Краснов ("Largo")

Итак, Портос, как и положено иудейской индийской Шунье (Пустоте) —  наиболее мистический персонаж. На нём и держится сюжет.  В свете этого остальных мушкетёров можно рассматривать как воинов Портоса, иначе говоря, воинов Пустоты. На протяжении всей трилогии Портос очень ловко притворяется простаком, но где вы видели простого еврея? В итоге он закономерно перехитрил всех, и, опустошив всё, что только мог, с чувством выполненного долга возвращается в Абсолютное Отсутствие.

Почему же из всех мушкетеров к концу трилогии Дюма в живых остаётся именно Арамис? (исполнитель его роли в русской экранизации "Мушкетеров" наоборот ушел в Небытие первым).

Не только потому что иезуит. Потому что обыкновенный человек. Арамис воображает себя хитрецом, но на самом деле мушкетеры постоянно используют его в своих целях, особенно Портос. А глупый Арамис ничего не замечает. У него нет никакой сверхценной идеи, нет нигилистической миссии творить всеобщее уничтожение, а есть лишь совершенно банальные мелкие страстишки и интересы: женщины, деньги, политические интриги.

Анри д’Арамитц (1615—?) — дворянин, светский аббат в сенешальстве Олорон, зачисленный в 1640 г. в мушкетёрскую роту, которой командовал его дядя. В конце жизни он удалился в свои владения вместе с женой и четырьмя детьми.

Как говорил Фридрих Ницше, "человеческое, слишком человеческое". Неудивительно, что финал жизни Арамиса был до отвращения скучным и банальным.