Женские образы в творчестве Гоголя

(Лекции по русской литературе)

Проза Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму ужасов жизни. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он показывает всё увечное, всё дурное, что присутствует в повседневности. Перо сатирика настойчиво манит читателя в небытие.

Жизнь человека лишена смысла. Если бы люди не размножались, то не было бы и жизни. Поэтому великие философы напрочь игнорировали половые сношения. Действительно, как можно размышлять о единстве трансцендентальной апперцепции и одновременно предаваться разнузданному соитию? "Не увеличивайте существование!", - призывал Будда. Мой земляк Кант интимному общению с женщинами предпочитал общество своего лакея Лампе. После двадцати лет безупречной службы, Лампе задумал жениться и уехать в Америку. Кант пришёл в ярость и отказался дать ему положительную характеристику. При этом грядущий отъезд слуги в США философ, видимо, воспринял как ещё большую пошлость, чем даже женитьба. После того, как Лампе всё-таки уплыл за океан, Кант вскоре зачах и умер. Блестящие мыслители Отто Вейнингер и Филипп Майнлендер также умерли холостяками. Артур Шопенгауэр сублимировал общение с женщинами путём разведения собак, которым завещал своё состояние. Его последователь Эдуард Гартман предсказал, что ад, именуемый жизнью, прекратится, когда все люди коллективно откажутся рожать будущие трупы. Тогда-то колесо Сансары, скрипнув на прощание, остановится.

В русской литературе, в отличие от немецкой философии, иная картина. Много званых, да мало избранных. В самом деле, кого назвать сумрачным гением, равным по интеллектуальной честности Будде и Шопенгауэру? Первый, кто приходит на ум - это Достоевский. Но! Если вспомнить обстоятельства его личной жизни, становится очевидно, что на роль мрачного гения писатель не годится. Две жены, а между ними инфернальная неврастеничка Аполинария Суслова, которую Фёдор Михайлович с маниакальным упорством преследовал по всей Европе, чтобы почесать ей на ночь пятки. Ей едва удалось убежать от озабоченного гения. Хорошо, что Достоевский в конце концов женился на молоденькой стенографистке и успокоился. То же самое можно сказать и о другом властителе дум, графе Льве Толстом. Известно, что в юности  классик любил растлевать крепостных девок, о чем и поведал в повести "Дьявол". А потом обличил женскую похоть в "Крейцеровой сонате", которая и сделала его знаменитым. О прославившихся любовными похождениями Пушкине, Лермонтове и досаждавшем назойливыми домогательствами Полине Виардо Иване Тургеневе и говорить нечего.

Если и есть в нашей литературе демонический гений, то это никак не Достоевский. И не Булгаков с его еврейскими жёнами, а Николай Васильевич Гоголь. Вот кто был действительно чист! Неизвестно ни одной женщины, с которой жил Гоголь. И в рукоблудии не был замечен. И украинцы считают его москалём, что также прекрасно его характеризует. Розанов писал: "Он, бесспорно, "не знал женщин", то есть у него не было физического аппетита к ним. Что же было? Загадка". А был самосознающий ум, критическое мышление, срывающее покровы с бешено совокупляющихся на конвейере по производству завтрашних покойников людей.

Самый замечательный мужской персонаж Гоголя - герой драмы "Женитьба" Подколесин, alter ego самого писателя. По сюжету  коварный приятель Кочкарёв охвачен идеей женить Подколесина. ("Мои друзья хотят во что бы то ни стало меня женить. Вы знаете, есть люди, которые чувствуют себя плохо, когда другим хорошо", - говорил комический актёр Райкин). Но у Кочкарёва ничего не вышло: Подколесин выпрыгнул из окошка и спасся.

Вы спросите: а что мог знать о женщинах убеждённый девственник Гоголь? Всё! Гоголь был выдающийся знаток женских туш. Героини его ранних малороссийских сказок - русалки, утопленицы, а также банальные южные дивчины: глупые и жадные до нарядов (Ганна и Оксана). Но центральный женский образ - похотливая ведьма. В повести "Ночь перед рождеством" это Солоха. В повести "Вий" - панночка, которая домогается философа Брута и в финале убивает его. Сразу после этого ведьма обрела свой подлинный облик уродливой старухи. Мы видим, что красота у Гоголя не спасёт мир, ибо спасти его невозможно и не нужно, совсем наоборот. Красота это покрывало Майи, маска уродливой старухи, которая вращает колесо рождений и смертей.

Зрелый Гоголь, претендовавший на психологизм, создание типических образов, реалистическое отображение действительности, уже не мог ограничиться аллегорией ведьмы. Пришлось оглянуться вокруг себя и посмотреть на слабый пол пристально и в упор. И кого же писатель увидел?

Вот Анна Андреевна, жена городничего в "Ревизоре":  суетливая, любопытная болтунья, у читателя пьесы сразу создается впечатление, что у нее в голове ветер. Так оно и есть. Не очень сильно отличается от матушки и Марья Антоновна. Она очень похожа на мать, но гораздо менее деятельна. Марья Антоновна изо всех сил хочет казаться значимой, однако поведение выдает ее: больше всего места в девичьем сердце занимают наряды, она обращает внимание прежде всего на "костюмчик" Хлестакова, а не на его обладателя. Образ Марьи Антоновны характеризует жизнь с дурной стороны, ведь если молодежь занята только собой да костюмчиками, то у мира нет будущего, он насквозь прогнил.  Впрочем, его в любом случае нет. Ни будущего, ни самого мира.

 Женские образы помогают раскрыть авторский замысел и в "Мертвых душах". Жёны помещиков Манилова и Собакевича не действуют сами по себе, они выступают как тени своих умственно заскорузлых супругов. Наиболее яркие и самобытные персонажи, Ноздрёв и Плюшкин, холосты, как и сам автор. Впрочем, это не помешало Плюшкину превратиться в бабу. Поэтому ему не нужна невеста, он сам себе невеста и жена в их завершённом, подлинном виде. К сожалению, Плюшкин не способен размножиться, зато, будучи бабушкой, любит копить копеечку. Он размножается крохоборством.

Наиболее реалистичный женский образ в "Мёртвых душах" - помещица Коробочка. Она описана Гоголем как страшная своей тупостью особа, которая больше походит на машину, а не на человека. Её характерная черта – стремление получить как можно больше денег. Коробочка патологически бережлива, в её хозяйстве не пропадает ничего. Но главная особенность её характера раскрыта в говорящей фамилии: это совершенно непробиваемая старуха. Ей хоть кол на голове теши, все разумные доводы "отскакивают от нее, как резиновый мячик от стенки". Даже невозмутимый Чичиков приходит в ярость, пытаясь доказать ей несомненную выгоду продажи крестьян. Но та твёрдо взяла себе в голову, что Чичиков хочет её надуть, и расколоть этот орешек, эту коробочку, чрезвычайно сложно даже для прожжёного дельца Чичикова. В Коробочке Гоголь воплотил всю ограниченность мышления женщины, она стала символом той бездны, в которой пребывает  прекрасный пол, лишённый способности мыслить здраво.

Поучительны и типы городских сплетниц. Их преувеличенные и выдуманные рассказы о похождениях Чичикова, перемешанные с рассуждениями о моде, не вызывают у читателя ничего, кроме отвращения. Яркие образы "просто приятной дамы" и "дамы, приятной во всех отношениях", характеризуют женщин с весьма невыгодной стороны, подчеркивая плоскость их мышления.

Интересна губернаторская дочка. С её помощью читатель открывает для себя новые черты характера Чичикова. Оказывается, и на старуху бывает проруха. Эта особа внезапно пробудила в душе Чичикова нежные чувства, так что даже этот плут вдруг начинает размышлять о любви и браке. Но это лишь потому, что в течение всего романа девица не произнесла ни слова, искусно маскируя своё скудоумие. Хитра панночка! Но, к счастью, она не успела соблазнить Чичикова. Из-за непроходимой тупости Коробочки его махинации были раскрыты. Чичикову осталось лишь вскочить в Русь-тройку и бежать. Зато он остался чист и не пал, а это дорогого стоит.

В петербургских повестях Гоголя женщины представлены ещё меньше, чем в малороссийских. В "Записках сумасшедшего" чиновник Поприщин сошёл с ума от любви к дочке своего начальника. Тем самым ещё раз показал, что любовь это вид помешательства. В "Шинели" даму сердца Акакия Акакиевича заменяет, собственно, шинель.  Её он холит и лелеет. Когда шинель украли, в кротком чиновнике проснулся альфа-самец, и он стал воровать чужие шинели. В повести "Нос" место любимой женщины майора Ковалёва занимает его нос. Здесь нос выступает, несомненно, как фаллический символ, как весьма специфическое орудие самоудовлетворения. Когда нос сбежал, майор оказался как бы кастрирован. Но, к счастью, беглеца удалось вернуть. В общем, женщинами здесь и не пахнет.

В реальной жизни таких глубоких мыслителей, как Гоголь, повстречать сложно. Узок круг этих революционеров. Из лично мне знакомых вспоминается лишь однокурсник по имени Маршал. Да и тот на старости лет оскоромился и женился, хотя перед этим горделиво писал, что "чист". Остальные люто совокуплялись. Погрузили весь Московский университет в пучину разврата. Особенно Кругликов. Все пять лет обучения в МГУ он только и делал, что двигал бёдрами как поршнями. Его могла остановить лишь музыка группы "Земляне". При первых аккордах шлягера про рокот космодрома им овладевала  импотенция. Недавно, будучи уже в возрасте Моисея, Кругликов поместил в социальной сети фото своей голой задницы. А потом уехал в Израиль, поскольку решил, что там есть секс, а здесь одно мозгоё...во.  Шалом, Кругликов! Смотри, не показывай раввинам задницу, и не вздумай прибить гвоздями свои яйца к Стене Плача. Разве там кто-нибудь это поймёт?

Вообще, у Гоголя женские образы, не являясь главными, подробно и точно характеризуют социум. Через описание  женщин Гоголь наводит читателя на размышления о судьбах мира, показывает, что жизнь человека это его беда. И за всем этим скрывается огромная любовь автора к небытию и надежда на скорейшее уничтожение человечества.